Юрий Кузнецов (kuznetsov) wrote,
Юрий Кузнецов
kuznetsov

Categories:

Антикризисная записка (окончание)

Начало здесь.

4. Конструктивная политика: создание условий для последующего роста.

1) Отказ от адресной поддержки терпящих трудности предприятий, банков, финансовых институтов и т.д. Собственники, принявшие неправильные инвестиционные решения, некомпетентные менеджеры и т.д. должны нести бремя ответственности за свои решения. Их собственность должна перейти в руки более компетентных людей и организаций. Должно быть абсолютно исключено наращивание участия государства в капитале банковской системы (т.е. перекладывание бремени убытков с некомпетентных собственников и менеджеров на остальных граждан России).

В частности, необходимо отказаться от какого-либо противодействия переходу залога в руки кредиторов, в том числе иностранных, при неисполнении заемщиками своих обязательств. Кроме того, что такое противодействие перекладывает на налогоплательщиков бремя чужих ошибок, совладение российскими предприятиями со стороны иностранных собственников может стать одним из существенных каналов заимствования инноваций.


2) Ответственная бюджетная политика, включающая:

- поддержание сбалансированного бюджета путем сокращения неэффективных и деструктивных статей расходов (таких, как адресная поддержка предприятий и реализация отраслевых программ, непосредственно не связанных с безопасностью страны).

- сокращение перераспределительной активности государства (сокращение налогов при поддержании сбалансированного бюджета).

3) Проведение структурной реформы в инфраструктурных отраслях. Цель реформы — радикальное изменение бизнес-среды в инфраструктурных отраслях с тем, чтобы превратит оказание инфраструктурных услуг в нормальный бизнес. Структурная реформа должна включать следующие четыре компонента.

Первое. Реализация принципа «Свобода новому», в соответствии с которым все созданные на частные средства активы (в том числе элементы инфраструктурных сетей) должны быть полностью свободны от ценового (тарифного), антимонопольного регулирования, регулирования присоединения, запрета на вертикальную интеграцию и т.п. вне зависимости от того, в каких отраслях они работают. Данные активы должны регулироваться на основе общего правового режима, определяемого гражданским и уголовным правом.

Второе. Замена перекрестного субсидирования бюджетным финансированием. Перекрестное субсидирование – это способ перекладывания бремени социальных или политически значимых расходов на поддержание неэффективных участков инфраструктуры с государства на негосударственные компании. В ходе реформы перекрестное субсидирование заменяется прямым финансированием из бюджета расходов на поддержание соответствующих мощностей, а также прямым субсидированием потребителей. Отменяются все ограничения на вход на рынки соответствующих инфраструктурных услуг, а затем и особый режим регулирования «естественных монополий». На переходный период тарифы на услуги т.н. «естественных монополий» могут быть заморожены или их рост может быть ограничен по сравнению с другими товарами и услугами.

Третье. Переход к торговле пропускной способностью сетей в тех сферах, где временно сохраняется принудительное отделение сетевой компоненты бизнеса от несетевых компонент. Торговля пропускной способностью должна осуществляться на основе аукционных механизмов.

Четвертое. Осуществление государственных инвестиций в создание новых объектов сетевой инфраструктуры преимущественно на основе государственно-частного партнерства.

4) Переход от налогообложения добычи полезных ископаемых к управлению недрами как государственным имуществом. Государство должно получать доход через механизм аукционной продажи прав на разработку полезных ископаемых и других находящихся в его собственности природных ресурсов вместо нынешней сложной и непрозрачной системы лицензионных сборов и налогообложения. Плата за купленные права может осуществляться как одноразово, так распределенным во времени образом. Деятельность добывающих предприятий должна подлежать налогообложению на общих основаниях.

5) Снижение импортных тарифов, а также отмена всех импортных квот. Эта мера будет стимулировать структурные изменения, вести к снижению издержек производства и поддержит уровень потребления граждан.

6) Объявление моратория на создание государственных корпораций (и юридических лиц аналогичных организационно-правовых форм), а также на приобретение существующими госкорпорациями иных юридических лиц, т.к. этот институт ведет к постепенному, но непрерывному размыванию устоев Российского государства, его правовой системы и подрыву его экономики (Доклад о государственных корпорациях, подготовленный Комитетом по промышленной политике СФ ФС РФ в 2007 г.). Существующие госкорпорации должны быть поэтапно преобразованы в акционерные общества в соответствии с действующим законодательством РФ.

7) Отмена лицензирования и замена его системами технического регулирования и страхования. Лицензирование является одним из самых серьезных барьеров для входа на рынки и, тем самым, препятствует нормальному перетоку ресурсов, необходимому для преодоления кризиса. Альтернативой лицензированию является обязательное страхование, совмещающее механизмы предотвращения ущерба и механизмы получения компенсации в случае причинения ущерба.

Другим направлением замены традиционного лицензирования менее обременительным регулированием является внедрение технического регулирования, задающего требования к безопасности продукции и производственных процессов, но не являющегося предварительным барьером для входа на рынки.

8) Нейтрализация деструктивных аспектов антимонопольного регулирования. Традиционное антимонопольное регулирование направлено на наказание наиболее успешных участников рынка, которым удалось потеснить конкурентов благодаря более адекватному удовлетворению нужд потребителей. Его применение, а тем более ужесточение, затруднит ликвидацию неэффективных производств и активов и, тем самым, выход экономики их кризиса. Должна быть смягчена та часть антимонопольного законодательства, которая направлена на «исправление» результатов деятельности компаний на рынках и основана на таких понятиях, как концентрация, доля предприятия на товарном рынке, доминирование, интеграция и т.п. Одновременно следует ужесточить применение той части антимонопольного законодательства, которая направлена на пресечение монополистических действий органов власти и местного самоуправления.

9) Возобновление реформы системы правоприменения и поддержания правопорядка с целью обеспечения адекватного уровня защиты прав собственности.

5. Взаимодействие с внешним миром при проведении конструктивной экономической политики.

С большой долей уверенности можно ожидать, что, независимо от экономической политики правительства России, большинство правительств мира в условиях кризиса будет проводить деструктивную экономическую политику. Если при этом правительство России будет проводить конструктивную политику, вероятным представляется следующее развития событий.

1) Россия быстрее пройдет период реструктуризации экономики и в ней быстрее, чем в других странах, начнется экономическое оживление, а затем и рост. Важнейшим фактором оживления будет то, что, в отличие от других стран, на экономике не будет лежать бремя поддержания неэффективных экономических структур. Это будет означать относительное снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности экономики на мировом рынке.

2) В странах, являющихся потребителями российской экспортной продукции, будет наблюдаться стагнация спроса или его слабый, анемичный рост. Это значит, что начавшийся экономический рост в России будет более диверсифицированным, чем до кризиса, и в большей степени ориентированным на внутренний спрос.

3) Возможные протекционистские меры зарубежных правительств вряд ли затронут импорт углеводородного сырья, которое еще долго будет оставаться одним из основных экспортных товаров России. Что касается других товаров, то в этом случае протекционизм, скорее всего, мало повлияет на объемы российского экспорта, т.к. основным фактором его ослабления будет стагнация в странах-импортерах.

4) Возможные меры иностранных правительств по субсидированию их экспорта в Россию, если они будут предприниматься, облегчат бремя социальных последствий кризиса (дешевизна товаров для потребителей) и ускорят начало экономического роста в нашей стране. По сути дела они будут представлять собой субсидирование российской экономики за счет зарубежных налогоплательщиков, что нельзя не приветствовать.

5) Тот факт, что экономический рост в России начнется раньше, чем в странах, проводящих деструктивную политику, будет иметь следствием приток иностранного капитала в Россию. Этому будет способствовать также устойчивая банковская система, прошедшая санацию кризисом, ответственная бюджетная и денежная политика российского правительства. Те же самые факторы ограничат риски, связанные с возможным притоком спекулятивного краткосрочного капитала.

6) Конструктивная политика в сфере инфраструктуры и «естественных монополий» может сделать эти отрасли особенно привлекательными для притока иностранных инвестиций и передовых технологий.

7) Успешная реформа системы правоприменения и поддержания правопорядка будет способствовать повышению доверия к нашей стране и притоку иностранного капитала.


Сегодня Россия проходит историческую развилку. Проведение деструктивной политики — к чему подталкивают зарубежные примеры и внутренние группы интересов, пытающиеся уйти от ответственности за прошлые некомпетентные решения — будет означать вхождение в период продолжительного спада и стагнации, а также консервацию отставания российской экономики на мировой арене. Создать предпосылки для относительно быстрого выхода из кризиса, для последующего мощного, сбалансированного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики может только конструктивная экономическая политика Правительства страны.

Валентин Завадников
и группа экспертов
Комитета по промышленной политике
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации


Начало здесь.

См. также Disclaimer.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments