Юрий Кузнецов (kuznetsov) wrote,
Юрий Кузнецов
kuznetsov

Categories:

Антикризисная записка (начало).

Вкладываю записку по поводу кризиса, составленную в кругах, близких к Комитету по промышленной политике СФ и поданную сенатором В.Завадниковым президенту Д.Медведеву на встрече того с членами СФ 17 февраля этого года. Из-за ограничений ЖЖ текст разбит на две части. В этом посте выложено начало. Окончание здесь.

О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса.

1. Причины и перспективы нынешнего экономического кризиса.

Сущность финансово-экономических кризисов, вроде происходящего ныне, состоит в том, что во время кризиса выявляются и ликвидируются ошибки в инвестиционных решениях экономических субъектов, финансовые и экономические диспропорции, накопившиеся за предыдущий период бума. Экономика выходит из кризиса и переходит к уверенному росту только после того, как предшествующие ошибочные проекты и диспропорции ликвидированы, а ресурсы перенаправлены в те сферы, где их применение наиболее эффективно обслуживает нужды потребителей. В этом смысле кризис является объективно неизбежным и необходимым процессом экономической коррекции, выполняющим полезную экономическую функцию. «Бороться» с ним так же бессмысленно (и даже вредно), как бороться с иммунной системой во время гриппа. Нужно создавать условия для скорейшего «выздоровления», а главным таким условием является снижение неэффективных издержек в экономике.

Нынешний мировой кризис стал следствием беспрецедентного в человеческой истории кредитного бума, спровоцированного политикой правительств и центральных банков индустриальных стран мира и породившего диспропорции невиданного масштаба. Вызванный этим бумом спад будет глубоким. «Антикризисные» меры правительств мира приведут к его затягиванию и переходу в период экономической стагнации.

2. Конструктивная и деструктивная экономическая политика в период кризиса.


Деструктивная экономическая политика правительств (властей) в условиях кризиса состоит в попытках спасти предприятия, банки, отрасли и другие группы экономических субъектов, серьезно пострадавшие от кризиса либо рассматриваемые как «системообразующие»
(в число последних попадают те, которые оказались в наибольшей степени вписанными в докризисную диспропорциональную экономику и накопили наибольшее количество инвестиционных ошибок). Результатом такой политики является замедление процесса ликвидации ошибок и структурной перестройки экономики. Консервируются те производства, проекты, финансовые институты, которые могут существовать только в условиях искаженной экономики. Сохраняются нетронутыми неработоспособные бизнес-модели, не имеющие спроса продукты, некомпетентные руководящие кадры и т.д. Для поддержания нежизнеспособных экономических структур изымаются ресурсы у жизнеспособных, а также у потребителей, посредством налогообложения, государственных заимствований и/или инфляционного финансирования. Все это влечет за собой продолжительный период экономической стагнации, слабость внутреннего спроса, деградацию физического капитала и другие разрушительные последствия.

Поскольку правительства стран мира в настоящее время проводят именно деструктивную политику, можно ожидать, что нынешний кризис, после первоначальной глубокой рецессии, скорее всего перерастет в многолетнюю общемировую стагнацию, прерываемую эпизодическими, поверхностными и анемичными оживлениями.

Конструктивная экономическая политика правительства в условиях кризиса состоит в создании условий для последующего роста в сочетании с краткосрочными мерами, направленными на сохранение платежной системы страны и смягчение острых социальных проблем.


3. Конструктивная политика: меры краткосрочного характера.

3.1. Меры по сохранению платежной системы страны.


Принято считать, что наиболее опасным последствием кризиса теоретически может стать полная остановка системы безналичных платежей в стране в результате одновременного дефолта большинства банков по своим обязательствам («каскадный кросс-дефолт»). Признавая возможность такого события, следует иметь в виду, что оно ни разу в истории не происходило, и никаких практических критериев распознавания его опасности не существует. Страхи по этому поводу, существовавшие в сентябре-октябре 2008 г. в период самой острой фазы финансового кризиса в США, оказались беспочвенными. Выбивая деньги из Конгресса на антикризисный план, руководители министерства финансов и ФРС США грозили немедленным крахом финансовой системы. Однако план был принят с большой задержкой, реализован лишь частично, а краха не произошло.

Проводившееся в России массированное кредитование части банков федеральными властями в сочетании с девальвацией рубля означало по сути дела крупную финансовую помощь банкам за счет государственных резервов. Эти действия, вероятно, существенно снизили на ближайшее время риск краха платежной системы. Но они не решили ключевых проблем банковской системы, связанных с неэффективностью ее структуры и «плохими» активами. Следовательно, в принципе остается угроза краха платежной системы.

Противодействие этой угрозе должно осуществляться следующим образом.

1) Исключается и нормативно запрещается какая-либо целевая поддержка отдельных банков за счет государства.

2) Принимаются нормативные акты, необходимые для повышения прозрачности финансовой отчетности банков, особенно адекватности оценки активов. Отменяются новшества в сфере регулирования финансового учета, направленные на искажение оценки стоимости активов в финансовой отчетности банков и других юридических лиц.

3) Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» преобразуется в одноименное государственное учреждение и наделяется полномочиями производить превентивную принудительную санацию и ликвидацию кредитных учреждений в случае явной угрозы их неплатежеспособности. Утверждаются официальные критерии, на основании которых Агентство по страхованию вкладов может начинать процесс введения внешнего управления в банке с целью его последующего банкротства. Агентство является независимым от Центрального банка и Министерства финансов России.

4) В случае непосредственной угрозы остановки платежной системы страны Правительство РФ своим постановлением на определенный срок (не более полугода) вводит особый режим функционирования банковской системы. На этот срок вводится полная или частичная государственная гарантия возврата вкладов во всех банках, включая расчетные счета юридических лиц, за счет средств из бюджета или специальных государственных фондов (т.н. «монетизация обязательств банков»). Банки, в отношении которых будет применен возврат вкладов в рамках данной меры, в обязательном порядке подвергаются процедуре банкротства. При этом должно обеспечиваться эффективное противодействие уводу активов собственниками, открытая и прозрачная распродажа всех активов с направлением выручки в государственный бюджет. Ответственность за реализацию соответствующих процедур возлагается на Агентство по страхованию вкладов.

3.2. Смягчение острых социальных проблем.

Целью мер по смягчению социальных проблем является предотвращение гуманитарных катастроф и облегчение для граждан процесса приспособления к новой структуре экономики.

1) Оказание прямой материальной помощи населению за счет федерального бюджета, в частности:
 повышение пособий по безработице, а также иных пособий бедным;
 повышение пенсий;
 реализация программ бесплатной переподготовки кадров;
 реализация программ микрокредитования самозанятости и индивидуального предпринимательства в депрессивных муниципалитетах (в первую очередь, моногородах).
 субсидирование процентных ставок по кредитам, выделяемым семьям на переезд и обустройство на новом месте в связи со сменой работы.

2) Использование общегосударственных ресурсов, высвободившихся благодаря отказу от поддержки безответственных и некомпетентных собственников и менеджеров, на поддержание стабильного курса рубля по отношению к иностранным валютам (de facto режим валютного управления), что позволит снизить отрицательное влияние макроэкономической нестабильности на потребление и сбережения граждан.

3) Объявление моратория на проверки деятельности предприятий малого бизнеса какими-либо административными органами на срок не менее 3 лет.

4) Освобождение от налогов всех доходов от самозанятости для граждан, проживающих в депрессивных муниципалитетах.

5) Снижение импортных тарифов с целью поддержания уровня потребления граждан.

6) Выделение чрезвычайной финансовой помощи муниципалитетам, наиболее серьезно пострадавшим от кризиса (прежде всего поселениям, имеющим градообразующее предприятие, которое переживает трудности или обанкротилось) целевым образом на поддержание коммунальной инфраструктуры, а также учреждений образования и здравоохранения. В муниципалитетах, получающих этот вид помощи, вводится внешнее управление.

Окончание см. здесь.
Subscribe

  • Вопрос к залу

    Кто у нас в России главный теоретик российского социального государства? Т.е. не пропагандист-агитатор, а именно теоретик, представляющий развернутую…

  • Колонка на InLiberty

      Царь-колдун и его подданные Юрий Кузнецов Главное, что мне хотелось бы подчеркнуть: нынешняя российская оккультно-магическая религия…

  • Борьба с неолиберализмом на переводческом фронте

    Заглянул тут по необходимости в русский перевод книги Уилла Кимлики "Современная политическая философия" (ГУ-ВШЭ, 2010; составитель серии Валерий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments