Юрий Кузнецов ([info]kuznetsov) wrote,
@ 2007-10-20 15:28:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Что охранять охранителям?
Я, разумеется, буду говорить о настоящих современных русских охранителях, а не о тех, кто использует этот "брэнд" для решения других задач. Т.е., меня интересуют те, кто является искренним в своей охранительной идеологии. Дело в том, что мне самому близки многие свойственные им идейные склонности - такие, как предпочтение постепенных и систематических улучшений общественной жизни революционным, интерес и уважение к истории и традициям и т.д. Поэтому нынешние идеологические коллизи не могли не побудить к некоторым размышлениям

В последнее время, если судить по ЖЖ-шным наблюдениям, охранители столкнулись с чередой событий в своем "лагере", вызвавших их раздражение и разочарование. Например, решение Путина возглавить список ЕР, отдельные публикации в охранительной прессе или высказывания товарищей по борьбе (см., например: http://leonid-b.livejournal.com/407097.html, http://m-yu-sokolov.livejournal.com/25212.html и мн.др.).

Мне кажется, что проблема тут состоит в ошибочной самоидентификации. Современные охранители вольно или невольно, сознательно или бессознательно, публично или в частном порядке идентифицируют себя с охранителями столетней и более давности, противостоявшими революционерам (на ум сразу приходят авторы "Вех", но, разумеется, объектом самоидентификации могут быть не только они). А противниками тех были "нигилисты", с которыми нынешние отождествляют западников, оппозиционеров, либералов и прочих "несогласных" с Путиным, путинским государством и нынешними порядками.

Проблема, на мой взгляд, возникает оттого, что нынешние охранители не понимают, или не обращают внимания, или не хотят вспоминать о том, что нынешнее государство - это государство пришедших к власти "нигилистов". На самом деле просто нигилистов, без кавычек (хотя они предпочитают называть себя "прагматиками").

Попытка, будучи охранителем, охранять власть нигилистов неизбежно приводит и будет приводить к жестоким разочарованиям.

(Парадоксальным образом, те, кого современные охранители считают наследниками старинных "нигилистов", оказываются как раз людьми, отстаивающими определенные твердые принципы, причем принципы, имеющие давнюю традицию (идущую по меньшей мере, от Просвещения, а на самом деле - от древнего стоицизма). Как бы ни относиться к их принципам, эти люди никак не нигилисты. Но этот так, к слову.)

В прочем, ситуация, на мой взгляд, вполне поддается разумному разрешению, причем без радикальной ломки. Вот, если бы я был охранителем, то как бы я ее для себя разрешил? Наверное, в первую очередь, отказался бы от ложной исторической самоидентификации. Мир изменился, и нынешние наследники тогдашних "охранителей" живут в государстве победившего нигилизма. Поэтому нынешняя "власть" в лучшем случае может быть союзником по отдельным вопросам. Как, впрочем, и ее оппоненты. Но нынешнее начальство никак не должно быть предметом эмоциональной привязанности в качестве носителей "национальных традииций" или хранителей традиционалистского мировоззрения. Повторю: здесь дело не в формальных декларациях или публикации тех или иных печатных текстов, а в эмоциональной привязанности (или отстраненности).

Второе, что бы я в этом случае сделал - это перестал заигрывать с "прагматизмом". Понятно, что человек, рожденный в СССР, испытывает недоверие ко всякого рода пафосности и идеализму, а поэтому волей-неволей стремится выглядеть "прагматичным". Чтобы не показаться смешным. Я вижу этот комплекс очень сильно укорененным в душах охранителей (и их реплики в ЖЖ часто это демонстрируют). Так вот, я бы постарался с ним справиться. "Прагматизм", на самом деле - это такой современный русский синоним обычного нигилизма. Охранитель, пытающийся рассуждать или действовать как "прагматик", рано или поздно столкнется с необходимостью отказаться от своих моральных принципов - или от "прагматизма". (Некоторые выбирают первое - см., например, http://leonid-b.livejournal.com/407097.html?thread=7536441#t7536441).

Одним словом, мой ненавязчивый совет - надо прекращать быть охранителями и становиться нормальными консерваторами.



(Post a new comment)


[info]misaile
2007-10-20 02:31 pm UTC (link)
***нынешнее государство - это государство пришедших к власти "нигилистов". На самом деле просто нигилистов, без кавычек (хотя они предпочитают называть себя "прагматиками") ... охранять власть нигилистов ***

тут противоречие в терминах. нигилист не может иметь власти - ибо сама по себе государственная власть есть ценность, отрицающая нигил...

реальные охранители, работающие для власти и во власти, вовсе не страдают "эмоциональной привязанностью" и являются именно что практикующими консерваторами (в отличии от романтических)

предложенные понятия для анализа ситуации никак не годятся и к реальности отношения не имеют. этический вопрос же тут прост: если для борцов с нынешней политической системой существуют ценности, которым это система категорически противоречит и которые априорно выше ценности стабильного существования наличной российской государственности - то флаг им в руки... у меня лично таких ценностей нет - и наоборот, ценность существования российской (инаковой по отношению к Западной) суверенной государственности для меня очевидна.

пояснение: демократия как таковая для меня ценностью не обладает; ничего, не совместимого с христианскими представлениями о должной политической власти в идеологии нынешней российской власти я не вижу.. как минимум - более несовместимого, чем это есть в современной западной практике. наоборот - есть потенциальная возможность большего совмещения...

понятна, что позиция верующего в свою идеологию либертарианца будет иная - но она, имхо, вполне укладывается в предложенное ценностное описание ситуации.

(Reply to this) (Thread)


[info]kuznetsov
2007-10-20 02:40 pm UTC (link)
Никакой разницы между суверенной российской государственностью и суверенной западной государственностью с христианской точки зрения нет. И то, и другое - порождения просвещенческого секулярного гуманизма.

Впрочем христиане тоже люди и им зачастую "своя" блевотина форма просвещенческого гуманизма ближе, чем "чужая". Ну, что ж тут поделаешь, имеют, как говорится, право. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]misaile
2007-10-20 05:34 pm UTC (link)
речь у меня не о "разнице" (хоть она таки есть) - а об альтернативе и конкуренции

но если разницы нет - то и западные политич. элиты в Вашей терминологии столь же "нигилисты"...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vvagr
2007-10-20 07:07 pm UTC (link)
Да, для многих критиков либертарианства это шок - осознать, что "позиция верующего в свою идеологию либертарианца" состоит в том, что "западные политич. элиты ... "нигилисты".

Когда такой критик впервые узнаёт об этом, его отношение к либертарианцам, как правило, меняется.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]misaile
2007-10-21 02:07 pm UTC (link)
нет, Виктор, для меня тут никакого шока нет - всё очень логично. с двумя поправками:
1) я не воспринимаю хозяина данного жж как "верующего либертарианца" - поскольку он сам объявил о своей вере, которая, на мой взгляд, с либертарианством в принципе не совместима, - почему я и стал с интересом следить за его записями (но до сих пор ещё не понял, как же он всё же совмещает...)
2) к сожалению, б-во "верующих либертарианцев" обычно в указанном вопросе не логичны и при анализе политической ситуации в России склонны скатываться в пошлый демократизм-либерализм, да ещё и нагруженный штампованными эмоциональными стереотипами из арсенала отнюдь не либертарианской идеологии...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lxe
2007-10-22 09:54 am UTC (link)
я не воспринимаю хозяина данного жж как "верующего либертарианца" - поскольку он сам объявил о своей вере, которая, на мой взгляд, с либертарианством в принципе не совместима, - почему я и стал с интересом следить за его записями (но до сих пор ещё не понял, как же он всё же совмещает...)

Если принимать http://misaile.livejournal.com/9291.html до конца, то соотносить ценности, цели и средства - да, можно; а заявлять о принципиальной несовместимости исповедания и чистаполитической программы - нет, нельзя.

к сожалению, б-во "верующих либертарианцев" обычно в указанном вопросе не логичны и при анализе политической ситуации в России склонны скатываться в пошлый демократизм-либерализм

Ну да, а 1 Мак 8 "скатывается в пошлое республиканство".

(Reply to this) (Parent)

"А главное - мы добьемся комфорта"™
[info]lxe
2007-10-22 11:45 am UTC (link)
не только в "нашей".

"...не вызывает никакого сомнения, что параллельно с описанными нами порождаемыми нигилизмом отчаянием, разочарованием, ачеловечностью развивается направление оптимистично-идеалистическое, произведшее на свет своих собственных "новых людей". Среди них молодые люди, идеалисты и практики одновременно, с готовностью решающие трудные проблемы сегодняшнего дня..."

"На позитиве "новый человек" приготовился изменить мир, пусть и несовершенный, но единственный известный ему. В этом образе уже больше нет конфликта, потому что человек зашагал по пути переформирования и переориентации, в результате чего он должен полностью "приспособиться" к новому миру".


Источник надо напоминать?

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…